«Мы хотим, чтобы больше выпускников детских домов могли полноценно жить в обществе», – Татьяна Рубинштейн о фонде «Подари мне крылья»
Директор фонда — Татьяна Рубинштейн.
Дата основания — 2017 год.
Город — Санкт-Петербург.
Чем помочь — поддержать подопечного или проекты фонда.
Фонд «Подари мне крылья» в Санкт-Петербурге помогает подросткам, оказавшимся в трудной ситуации. Преимущественно это воспитанники детских домов, но в фонде разработаны проекты, которые поддерживают и детей из обычных семей.
Мы пообщались с основателем фонда, Татьяной Рубинштейн, и узнали, как проекты фонда повлияли на жизнь детей и как помочь, помимо финансового участия.
Почему подросткам тоже нужно помогать
— Татьяна, добрый день! Расскажите, как вам пришла идея сделать фонд именно в таком формате? С проектами, для определенного возраста?
— Мне кажется, что подростковый период — это самый уязвимый возраст. Из-за физиологических изменений ребёнка эмоционально шатает из стороны в сторону. Ему надо закрепиться и понять, кто он такой.
А если подросток растёт не в семье или имеет травмирующий опыт, то это усложняет в разы его самоощущение и поиск себя.
— С какими трудностями сталкиваются дети в этом возрасте?
— Дети сталкиваются с большим количеством трудностей.
Они растут с низкой самооценкой. Им сложно быть уверенными в себе, потому что когда-то от них отказались.
Детям неинтересно учиться и добиваться каких-то успехов, потому что непонятно, как пригодится этот опыт в будущем. Они не представляют, как устроена жизнь за стенами детского дома.
Они знают, что у них будет пособие, пенсия, и поэтому не понимают, зачем работать и реализовывать какие-то амбиции. Бывает, что желание реализоваться есть, но им очень сложно заставить себя сделать что-либо.
— Вы решили сконцентрироваться на этом возрасте, чтобы помочь детям пройти этот период?
— Да, мы с самого начала выбрали именно этот возраст, чтобы помочь почти уже взрослому человеку не споткнуться на перепутье и выбрать будущее.
Это резкая перемена, когда ребёнок выпускается из детского дома и оказывается наедине с собой. Легко замкнуться в проблемах, растеряться, попасть в неблагоприятное окружение.
— Как фонд помогает детям пережить этот переходный период?
— Конечно, самая лучшая помощь для ребенка любого возраста — это окружить его заботой и любовью, семьёй. Но не всегда это возможно.
В детских домах подростка берут в семью крайне редко. И наоборот, повторные возвраты приходятся именно на подростковый возраст.
Происходит это, например, так: в 4 года семья принимает малыша в семью. А через 10 лет, когда малыш превращается в бунтующего подростка, приёмные родители решают, что они не справляются и возвращают в детдом уже взрослого человека. Это случается довольно часто.
Мы не помогаем найти новую семью, но мы помогаем приспособиться к новой жизни: попробовать разные профессии, встретить друзей наставников, разобраться в своих чувствах.
Какие проекты фонда помогают подросткам
— Почему в фонде несколько проектов? И театр, и лаборатория профессий, и помощь с квартирой?
— Мы специально разработали систему проектов. Сейчас их шесть. Все вместе направлены на то, чтобы помогать детям разносторонне.
«Театральный дом» помогает ребёнку выражать свои чувства и быть услышанным. Спектакли показывают на разных площадках, участвуют в фестивалях и международных конкурсах.
Подопечные фонда в спектакле «Одиссея»
Лаборатория профессиональных проб помогает познакомиться с разными профессиями. В учебном 2022/2023 году в программе принимает участие 23 подопечных детских домов Санкт-Петербурга.
Подопечная фонда изучает парикмахерское искусство
В проекте «Квартирный вопрос» мы не дарим квартиру, а помогаем разобраться в юридических тонкостях и сэкономить время на всех процедурах.
— Правильно мы понимаем, что есть проекты, которые помогают не только воспитанникам детских домов?
— Верно, есть два проекта, в которых мы помогаем и воспитанникам детских домов и подросткам из кризисных семей. Это проекты «Cтарший друг» и «НЕтрудный подросток».
В проекте «Cтарший друг» мы помогаем найти человека - наставника, который выслушает и поддержит ребенка в сложной ситуации.
А в проекте «НЕтрудный подросток» мы общаемся с подростками и родителями на разные волнующие темы.. Программу можно смотреть на телеканале «Санкт-Петербург» или на нашем сайте.
https://vk.com/video-153038429_456239244
Как помочь детям, помимо финансового участия
— А как помочь фонду реализовывать такие полезные программы?
— Помочь фонду может любой человек. Вариантов много, зависит от проекта.
В лаборатории можно оплатить участие ребят в проекте: покрыть стоимость участия одного подопечного или выбрать систему ежемесячных списаний. Также можно стать партнёром программы или предложить реализовать свою. А если вы собственник бизнеса, например, можно сделать рассылку о программе по базе своих клиентов.
Можно купить билет на спектакль в «Театральном доме», можно стать старшим другом, можно посмотреть вместе с ребенком выпуски программы «НЕтрудный подросток».
А еще, можно приобрести изделия, которые делают наши ребята в «Творческих мастерских».
— Расскажите подробнее, в чём идея мастерских?
— В мастерских мы учим ребят создавать изделия своими руками, выставляемся с ними на ярмарках и в соцсетях.
Так мы приобщаем наших подопечных к труду, помогаем поверить в собственные силы. Да и просто ощутить кайф, что ты сделал что-то классное, что потом купили, что потом радует другого человека. Это очень важно для самооценки ребенка, что его изделия продают в магазине, на маркете или ещё где-то.
Подопечная фонда создаёт изделие из бетона.
— Все средства с продажи изделий получают дети и могут распоряжаться ими самостоятельно?
— Конечно, в этом и смысл. На маркете продавцами являются сотрудники фонда. Но выручку с продаж мы тратим на закупку материалов и на оплату труда ребят, которые участвуют в этом программе.
Ребята не только приобретают творческую профессию, но и сразу же видят новые способы заработка, помимо пособий и пенсий.
Например, одна из наших подопечных после ювелирного мастер-класса продолжила занятия и решила связать свою жизнь с этим ремеслом.
— Всегда интересно читать такие истории. Можете поделиться ещё примерами, как подопечные смогли реализовать свой потенциал после участия в программах фонда?
— Таких историй много, мы публикуем их на сайте.
Вот сейчас, например, рядом со мной тоже в прошлом подопечная фонда. Четыре года назад пришла в театральный проект, а сейчас является одним из его кураторов. Она стала нашим штатным сотрудником и вообще невероятно крутая. Пришла к нам 16-летней девочкой, а теперь это 21-летний сотрудник, который работает вместе с нами.
— Вернёмся к мастерским. Как вы находите преподавателей?
— Преподаватели всех наших проектов — специалисты очень высокого уровня. Например, художественный руководитель «Театрального дома» — Дмитрий Крестьянкин, его профиль — социальный театр.
То есть для наших проектов очень важно быть не просто педагогом, а иметь опыт работы с подростками, уметь прислушиваться к ним, понимать их чувства.
Перед тем, как искать преподавателя того или иного проекта, мы учимся сами. Посещаем мастер-классы и осваиваем какое-то ремесло, присматриваемся к преподавателю. Потом приглашаем ребят и смотрим, комфортно ли ребятам общаться с преподавателем.
— Среди наших читателей есть преподаватели по вязанию. Кто-то создаёт мастер-классы, а у кого-то своя школа. Может кто-то стать преподавателем в мастерских и научить ребят вязать?
— Конечно. Будет здорово, если у нас появится мастерская по вязанию.
Сейчас у нас есть мастерская по созданию интерьерных изделий из бетона в рамках который ребята создавали изделия для вашего маркета Volokno Fest.
Чтобы стать преподавателем мастерской, можно просто написать нам в группу Вконтакте. Мы встретимся с человеком, пообщаемся, организуем мастер-класс. Дальше вставим в сетку расписания занятия по вязанию, найдем заинтересованных ребят и запустим новую мастерскую.
Татьяна, спасибо за интервью! Мы встречались с подопечными фонда на маркете и видели их изделия. Нам очень понравились. Пусть у ребят всё получится!
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с проектами фонда на сайте. Если хотите предложить свой проект или стать преподавателем мастерской, напишите о своей идее в группу Вконтакте.
Автор: Юлия Владимирова-Демерт